СКОБЕЛЕВ Александр Олегович, рядовой, ст. механик-водитель МТЛБ, род.10.6.1965 в г. Изюм Харьков, обл. УССР. Украинец. Работал слесарем на Изюмском приборостроит. з-де. В Вооруж. Силы СССР призван 30.9.83 Изюмским ОГВК. В Респ. Афганистан с апр. 1984. Принимал участие в 4 боевых опер-ях. Проявил себя смелым и решительным воином. Погиб в бою в провинции Балх 24.9.1984. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в родном городе. == ряд. СКОБЕЛЕВ Александр Олегович (погиб 24 сентября в г. Балх) ст.механик-водитель МТЛБ какая батарея? (стр. ??? ВКП) *или из 149 гв.мсп СКОБЕЛЄВ Олександр Олегович народився 10 червня 1965 р. у робітничій сім'ї. Місце проживання батьків: м. Ізюм. До призову на військову службу працював слюсарем на заводі. У грудні 1983 р. відправлений рядовим в Афганістан. Загинув 24 вересня 1984 р. Здравствуй, Павел.
В том бою погибли Александр Хомутенко Игорь Бутов Александр Скобелев Александр Мареев Хочу начать с того,что никто из погибших не был мне хорошим другом. Как и в любой армии у нас все делилось на срок службы и землячество. Среди них был земляк Скоболев, он так же был механиком, как и я, общались больше. Может ты и знаешь, что больше всех запоминается или хороший друг или простое чмо. Ни тем, ни другим никто из них не был. Мы с ними жили в разных взводах, я во втором они в первом. Так что простое общение, встречи на завтраке, обеде, ужине, бане и операциях. А насчет гибели мы на встречи почти все восстановили, кроме нанесенных повреждений. После встречи с еще одним парнем все должно восстановиться. Выехали мы на операцию 23 сентября утром. Перед выездом сразу же начались недразумения. Перед выездом на любую операцию нас строили испрашивали о здоровье и причины которые могли бы помешать выезду на операцию. Один из погибших (Александр Хомутенко) назвал тысячу причин неготовности к выезду, на что был практически насмешку от нового командира батареи. При проверке тягачей, на готовность к выезду, получил выговор Михаил Сухорученков с первой батареи (впоследствии этот тягач и был подбит). При подъезде к городу Балх сделали остановку, уже поужинали и пытались уснуть. Когда начило темнеть,дали приказ выдвигаться дальше. Теперь сделаю маленькое отступление попостроению колоны впереди ехали БТР с пехотой, один БТР с командиром артдивизиона (командующего операцией) потом тягачи. На первом всегда находиться СОБ (старший офицер батареи) этот тягач и был тягачом погибших парней. Последний из тягачей запасной. Дальше за тягачами машины снаряды, кухня, ремонтники, короче, обоз. Замыкает колону пехота. При объезде города Балх был какой-то кишлак, когда мы к нему подехали, нас начали обстреливать. Подбили Мишин тягач. Все кто был в тягаче, кроме механика,выскочили и запрыгнули ко мне в тягач. Миша сдал влево и направил тягач в поле. Сделаю еще отступление: с правой стороны к дороге примыкал, через небольшое поле,кишлак. С левой стороны был большой кювет с небольшим подъёмом, куда и въехал тягач. Я повернул влево и спрятал тягач в кювет, так как не знал какие ранения были и парней и если меня подобьют, успеют ли они выбраться или нет. Самв ыпрыгнул так как, от огня горящего тягача было видно, что развернуто орудие, я решил, что парни отбиваются (приводят в боевую готовность) и будут стрелять ирешил помочь. Когда я прибежал парни уже лежали на земле все вчетвером. Я не понял что случилось, пришел в себя после толчка в спину и крика «грузимся, уходим» начали грузить парней, прицеплять орудие , (хочу заметить что офицеров я не видел) сначала был положен Хомутенко, потом Бутов, потом Мареев,так как Саша был парнем не очень маленьким, а мы были по 50 кг то его удалось положить не очень далеко от люка, а Скобелева положили так что плохо закрывалась дверь,перестали стрелять, появился наш СОБ что бы не открылась дверь посадили одного….. чтобы держал дверь. Поехали, этот … дверь бросил и мы потеряли Скобелева (потом пехота его нашла, а с …. была проведена объяснительная беседа) отъехали остановились прибежал доктор к раненому офицеру (командир артдивизиона в пос.«майор») мы начали возмущается что там много раненых и тяжелей и фельдшер побежал туда через 5 минут пришел и сказал, что все, им ничего не поможет, на утро выпустив большую часть снарядов по кишлаку,отправив раненых и убитых в госпиталь на вертушке, подорвав остатки тягача отремонтировав гаубицу, с тяжелим сердцем уехали домой в полк. Это что я помню может что то не так или что-то забыл, а тебе будет надо я информацию попробую найти. Ну а теперь информацияк размышлению, вопрос; ПОЧЕМУ СТАЛА КОЛОННА, любой кто был на боевых, тебе скажет, что защита колонны это скорость. Я больше года возил комбата(ездил первым ), за все время мы только в одном случае остановились «отбились» и дали п….., в остальных случаях делали ноги,так кто остановил, по воспоминаниям Белова (водителя БТР управления ) « майор крикнул стой, орудие к бою и спрятался под тягач, он жив-здоров, наверное орден-другой за это получил, тем более был ранен,тут еще много нюансов 1) не влезло бы орудие между 2-х тягачей, 2) не полезли бы сошники в дорогу, для нормальной стрельбы - нужно забить хотя бы один сошник 3) не успели бы отбиться по времени, хотя у нас все отбивались быстро, время обстрела не превышало 10 - 15 минут, а подготовка орудие, сошники снаряди где то порядка 6-8 минут не меньше. Извини если что-то не так или не то все что в моих силах. Все что я написал могут подтвердить мои ребята которые тоже были там Санек, Лева, Петруха, Джабра, Горбунов. Лазар. Если кто то заинтересует могу дать координаты
Прислал
Сергей Панченко |