Назад в общий раздел

Назад в список павших по 334 ООСПн

Назад в список павших по органам и войскам ГРУ при ГШ ВС СССР

Назад в список павших по республике Таджикистан

Назад в список павших по республике Узбекистан

Назад в список павших на букву Э

Эльмурадов Махмаюсуп Гульмаматович

Вот эти данные были взяты из Всесоюзной книги памяти:

ЭЛЬМУРАДОВ Махмаюсуп Гульмаматович, рядовой, разведчик, род. 15.09.1966г. в пгт Гаравути Колхозабадского р-на Курган-Тюбинской обл. Таджикской ССР. Узбек.
В Вооружённые Силы СССР призван 15.10.1985г. Джиликульским РВК Курган-Тюбинской обл.
В Республике Афганистан с апреля 1986г.
Принимал участие в 27 боевых операциях.
Проявил себя смелым, отважным и самоотверженным воином.
В сложной боевой обстановке действовал решительно и бесстрашно.
27.12.1986г. участвовал в боевой операции в провинции Кунар.
Получил смертельное ранение, подорвавшись на мине, когда выносил с поля боя погибшего командира.
Награждён орденом "Красная Звезда" (посмертно).
Похоронен в пгт Гаравути.

Фотографии и дополнение прислано с адреса : sasha_7403@mail.ru
  предоставлены Ветеранами Афганской войны организации "Боевое братство" при 201 мсд РФ в Республике Таджикистан:
   1.Саидахмат Давлятов
   2.Валерий Гундиев
   3.Садатдинов Юсуфбек
   4.Замир Назаров
   5.Пандшанбе Хаёлджанов
   6.Худоин Сайнаков
   7.Садридин Давлатов-уч.бд в Таджикистане.

Эльмурадов Махмаюсуп Гульмаматович  Эльмурадов Махмаюсуп Гульмаматович

От автора и администратора страницы памяти : как станет ясно из воспоминаний по переписке, на публикации которых настоял один из авторов воспоминаний, Иван Симоника (http://ok.ru/ivan.simonika), с просьбой сверить даты, чтобы составить список погибших в той трагедии, тогда погибли:

рядовой Древаль Сергей Александрович

рядовой Плисов Олег Анатольевич

старший лейтенант Рудометов Виктор Петрович

рядовой Сафаров Убайдулло Лочинович

рядовой Эльмурадов Махмаюсуп Гульмаматович

рядовой Яценко Александр Павлович

Если имен кого-либо из тех кто погиб в этой трагедий,здесь нету,  то обязательно дайте знать о том.

Эдуард 10.06.2010 14:43

НАЧАЛО:

Если не ошибаюсь, на выход ушли не 27-го, а 26-го декабря.

На задание ушли тремя ротами. Но у каждой роты была своя задача - поэтому в определённом месте, каждая рота ушла по своему маршруту.

В связи с потерями в первой роте, комбат отдал приказ - всем трём ротам возвращаться к броне.

Вторую роту рассвет застал в 3-4 км. от выхода с ущелья! Замполит батальона на этом выходе, на задание ходил с нами. Он приказал роте расположится на днёвку в заброшенном кишлаке. Мы были против - но против приказа не попрёшь!

Часть роты, уже заняла кое какие "апартаменты", когда Олег Демяненко наступил на порог дувала, который занимали. Духи под порог поставили мину, и ему не повезло. Ногу оторвало по щиколотку.

КОНЕЦ:

Мы находились в 3 км. от брони, и поэтому было принято решение - марш броском выдвинутся к своим.

Рота с раненым Олегом начала движение. Третий взвод, прикрывал отход роты.

На взрыв в заброшенном кишлаке, начали подтягиваться духи. Одним словом слегка "повеселились"! Взвод прижали к скале. Отход отрезали. Нужно отдать должное замполиту батальона. Он остался с нами. Не ушёл с ротой.

Если бы не артиллерия, и умение замполита корректировать огонь – была бы амба! Корректировка огня была на высшем уровне!

Потерь среди прикрывавших отход роты, с учётом ситуации – на удивление, не было. Хотя понервничать пришлось.

#3 Симоника Иван 03.01.2011 13:47

Извините. Может неправильно я вмешиваюсь, но эта история описана не совсем объективно. В этой операции действительно участвовало три роты и ,мягко говоря, все выглядело не совсем так. Я был с третьей ротой Саши Поливца. Это были наши две мины. Витя Рудометов тогда был за ротного,Кистень болел.Впереди шла третья рота. Командовал операцией Дмитрук, Гриша тоже болел. Мы поднимались на хребет с Мараварского поста,а туда нас кинули вертушками. После первого подрыва нам была дана команда продолжать движение и заминировать высоту 2315.Возле мины стоял наш минер, но ротный видно не понял. Осколок пробил подключичную артерию справа, поэтому крови не было. Я лично разрезал одежду Рудометова. Второй подрыв случился когда несли убитого и они отстали немного от остальных поэтому не зная нарвались на вторую растяжку вместе с убитым. Потому и случилось, что после двух подрывов у нас было шесть трупов и семь раненых. Саша Яценко умер внизу когда должны были уже подлететь вертушки.Считаю самая глупая операция.

#4 Эдуард 04.01.2011 18:15

Что произошло во время выхода (непосредственно) в первой роте - помню только, по словам тех, кто там тогда был. Но, чётко помню, что первая рота подорвалась на минах третьей роты.

Каждая рота должна была возвращаться по своему маршруту!

Что произошло в первой, что она оказалась на маршруте третей роты - не помню даже со слов очевидцев!

Видать её во время боя потрепали, и её ротный решил сократить путь проскочив по маршруту третьей роты (впереди неё). Но опоздал!

Помню, как Быков плакал перед строем (когда уже вернулись) - и говорил, что погибли наши братья.

Это помню!

Ваня извини! Заброс вертушками не помню.

#5 Эдуард 04.01.2011 18:15

И всё-таки! Может кто-то из участников этого выхода (дополнительно) , меня поправит - но я чётко помню, как мы в ночь ушли именно тремя ротами.

Я чётко помню привал в Мараварском ущелье - перед тем, как каждая рота ушла по своему маршруту.

(Толик Дьяченко (3 взвод, 2 рота) во время привала ещё нашёл "покалеченный", ржавый АКС, как потом выяснилось - одного из бойцов погибшей в апреле 85-го мараварской роты.

Помню (во время засады) звук боя в стороне. Потом команда уходим!

#6 Симоника Иван 05.01.2011 19:01

Я не претендую на истину- у каждого участника этих событий она своя. По просьбе Эдуарда я расскажу о том выходе, как сберегла их моя память. Вы помните все, что после нового года Гриша собирался навести порядок в районе Асмара, поэтому туда перед нашим выходом в район Асмара на духовских вертушках вылетел на рекогнесцировку начальник разведки Олег Якута. Этим рейсом закинули сухпайки и часть боеприпасов, чтоб скрыть наши намерения. На совещании Гриша сказал, что поступила информация об интенсивном обстреле нашего батальона в новогодние праздники. Для этого нужно заминировать высоты с которых предполагаемо будет совершатся обстрел. Для этого вторая и первая роты на броне должны выдвинутся в район Мараварского ущелья. Оттуда вторая рота остается прикрывать отход первой и третьей роты которая в свою очередь должна выйти на задачу с Мараварского поста. Первая рота должна заминировать высоту 2310, а третья рота подняться выше и заминировать высоту 2315.

#7 Симоника Иван 05.01.2011 19:19

... Не знаю почему, но задачу на этот выход все восприняли с какой-то непонятной неохотой, ведь мы выполняли более сложные задачи чем эта. Но приказ есть приказ.В связи с тем, что Гриша грипповал, командовал операцией Дмитрук. Я был в составе третьей роты. Около обеда с заброской провизии для поста Маравары третью роту закинули на пост. Чтоб скрыть наше десантирование вертушки работали по всем трем постам для отвлечения внимания духов, словно обычные полеты. С поста мы разглядывали хребет на который нам придется подыматься с наступлением темноты. После обеда на броне выдвинулась вторая и первая роты и спешились в районе Маравар. Как происходили события у них точно рассказать не могу. С наступлением темноты бойцы с поста сделали проход в минном поле и провели через него третью роту. Подъем был трудным. С шести вечера до рассвета мы поднимались на хребет. За одну ночь мы должны были выполнить поставленную задачу. Поднимаясь по параллельным хребтам первая и третья роты должны были встретиться.

#8 Симоника Иван 05.01.2011 19:37

... И тогда первая рота минирует высоту 2310 и заодно прикрывает третью которая поднимается выше на 2315. Смею уточнить высота могла быть не 2315, а 2325. Но так как подъем был тяжелым мы не успели к рассвету выйти на заданную высоту. Чем выше поднимались, тем глубже становился снег.За почти 12 часов мы прошли три километра по карте. У дувала, который попался нам на пути, снег был в колено. Начало светать, мы не успеваем в заданный район, поэтому решили остаться на днёвку в том дувале, чтобы остаться незамеченными. Первая рота тоже не могла подняться и на днёвку осталась лежать прямо в снегу.Чтобы духи не застали нас в расплох сверху(хотя вокруг не было ни одного следочка кроме наших) группа Саши Бирюкова поставила на растяжки две мины МОН-50. В дувале нам было совсем неплохо против того как дневала первая рота. К всему этому на выход ходил наш боевой зампотыл, который здох и пришлось с ним оставлять медика. Первой ротой командовал только что прибывший из отпуска Витя Рудометов.

#9 Симоника Иван 05.01.2011 19:55

...Витя только женился в отпуске и очень хотел попасть в батальон на новый год к своим, чтобы не оставаться на праздники в штабе бригады.(Вы помните, что перед праздниками плановые полеты были запрещены, кроме экстренных) Саша Кистень заболел и командование ротой было возложено на Рудометова.... С наступлением темноты после днёвки к третьей роте вышла первая. Зашли в дувал, позавидовали нам,что мы хоть не на открытом ветру дневали, поговорили, согласовали задачи и выдвинулись.Третья рота пошла впереди так,как нам выше подниматься и мы должны обозначить поставленные мины. Возле первой и второй мины третья рота оставила по минеру. Первую все прошли успешно, а вот возле второй вышла непонятка, почему ротный пошел прямо на растяжку? Ведь погиб и минер, стоявший у растяжки. Взрыв прогремел в полной тишине и никто не понял, что случилось. Начали запрашивать по радио и тогда сказали, что ранен ротный и еще один боец погиб. Никто сразу не понял, что это наша мина

#10 Симоника Иван 05.01.2011 20:12

Неразбериха вышла потому, что третья рота прошла свои мины и что случилось сзади не могли знать, а первая рота не знала о их точном местонахождении . Маяками были два минера. Поэтому все подумали, что напоролись на духовскую.Когда мы подбежали к ротному он дышал но был без сознания. Нигде следов крови. Меня накрыли плащ-палаткой и с фонариком я начал разрезать одежду, чтобы увидеть, куда ранен Витя. Сергей Клочко собирал капельницу. Дырочка под правой ключицей 3 на 3мм. Я заметил что он не дышит, положил руку на сердце-тихо.Пульс-молчит. После этого сказал ребятам, что капельница уже не нужна... Гриша принял решение и передал по радио: первой роте с убитыми возвращаться в дувал и ждать третью роту, а третьей роте продолжать движение и выполнить поставленную задачу. После выполнения вернутся к первой роте и вместе спускаться. Хоть и командовал Дмитрук, но все знают, что в таких случаях вмешивался Гриша, где бы он не находился.

Мы немного прошли вперед и прогремел второй взрыв.

#11 Симоника Иван 05.01.2011 20:23

... Что случилось? И полный был шок, когда по радио передали, что уже шесть убитых и семь раненых. Вот тут и наступило полное замешательство. Командование не знало, мы уже догадывались, что это на наших. Решение было следующим: первой роте с шестью убитыми и семью ранеными идти к дувалу, а третьей роте двигаться дальше. После двух взрывов по всем ущельям и близлежащим кишлакам полетели вверх трассера. Третья рота вышла на высоту 2315 или (2325)точно не помню и поставила три комплекта "Охоты".

#12 Симоника Иван 05.01.2011 21:40

Я до сих пор не знаю где находился Дмитрук, наверное, со второй ротой, потому, что с первой и третьей его не было. По радио Дмитрук предложил третьей роте спускаться по хребту в сторону Новобадского моста так как этот хребет может быть весь заминирован. Поливец в этой ситуации не хотел спорить с Дмитруком, хотя и не был согласен с этим решением. Тогда микрофон взял я и сказал Дмитруку матом (хотя в эфире категорически запрещалось матерится) Какого хрена мы полезем вниз сами, если там шесть убитых и семь раненых, как они спустятся без нас? Мой мат и настойчивость возымели действие и нам дали команду возвращаться к первой роте. Подошли к дувалу: Убитые лежали под стенкой на улице по правую руку от спуска. Раненые и остальные внутри дувала. Самым тяжелым раненым был Саша Яценко, много осколков в живот. Он только недавно вернулся из инфекционного отделения медроты. Было понятно что Саше выжить в этой ситуации будет очень тяжело. Но он не скулил и держался до самой кончины очень достойно.

#13 Симоника Иван 05.01.2011 21:56

Начался спуск. Если мы за 12 часов прошли три километра все здоровые, то спуск обещал быть тяжелее. Так и случилось. сначала еще шли неплохо, распределили на всех убитых и раненых, меняя друг друга. Хотя и снег был кругом пить хотелось ужасно. Люди сильно устали, шли почти на автопилоте. Кто-то уронил БН-12, следующий проходит почти не реагируя, третий- молча подобрал. Рассвело, но мы продолжали спуск. Пришли к тому месту, откуда третья рота начинала подъём. Попросили Гришу закинуть воды, но Гриша сказал: "если бы я мог посадить вертолеты и скинуть воду, я забрал бы вас всех оттуда". Посадить вертушки негде и опасно было, ведь мы находились в низине, между злосчастным хребтом и Мараварским постом. Но, одно место выбрали, площадка видно для обмолота зерна, но мешало дерево. Минеры прикрепили заряд и дерево слетело в пропасть. Саша Яценко скончался буквально за минут двадцать до прилёта вертушек. Таким образом стало наоборот, семь убитых и шесть раненых.

#14 Симоника Иван 05.01.2011 22:12

Загудели вертушки и на душе стало теплее. «Восьмерка» на нашу площадку смогла сесть лишь с третьего захода и то не полностью села, переднее колесо почти висело над пропастью. Загрузили убитых потом начали грузить раненых, все проходило в считанные минуты, ведь с любого места мог заработать ДШК или гранатомет.

Помню, силой толкаю бойца в вертушку и кричу давай быстрей, а он говорит мне каким-то безвинным голосом:- "товарищ прапорщик, я не раненый, я вам помогал".

Когда приземлились все в расположении наступила какая-то апатия и безразличие, чувство собственной вины за случившееся, а тут из ЦБУ сказали еще, что в Асмаре ранен Якута, два батальона перешли к духам и вот вот духи возьмут Асмар. Вот так мы встретили наступающий 1987 год. В этой операции никого не считаю виноватым, ни командование, ни действия личного состава.

Очень жаль - но то его величество случай, унесший и покалечивший жизни молодых солдат.

#15 Симоника Иван 05.01.2011 22:23

Прошу прощения. Второй подрыв случился, когда бойцы отстали с убитым, а минер думал что уже все прошли и ушел от растяжки. Никто из первой роты не мог кричать на нерусских не туда пошли потому, что мины ставила третья рота. Погибли те, кто нес убитого. Может меня кто-нибудь дополнит или поправит. Думаю, здесь важна истина, тогда мы поймем свои ошибки и неудачи.

#16 Симоника Иван 06.01.2011 08:47

Я не знаю точно, как выходила вторая рота, но она выходила тем самым путем с бронегруппой, что и входила на задачу. Нерусские ребята воевали не хуже нас, они были выносливыми, никогда почти не здыхали на выходах, в отличии от славян, были надежными друзьями и не трусили.Их знание языка нам очень часто помогало в боях. Хочу выразить Владимиру Лебеденко очень большую благодарность за создание сайта, за его труд. Он, как никто другой, приложил все свои силы, знания и умение, чтобы сохранить память о тех событиях, и о людях, участвовавших в них. Владимир если Вы захотите, то можете дополнить свой рассказ и моими воспоминаниями. С уважением к Вам, фельдшер медпункта ст.прапорщик Симоника Иван.

#17 Эдуард 06.01.2011 10:34

Ваня, спасибо за полную информацию! А то сколько лет прошло, а действительную картину узнал только сейчас.

Жалко мужиков.

До связи!

Примечание - за то время, когда создавалась данная версия книги памяти, вместо автора (Павел Цупик, который создавал и затем дополнял эту версию книги памяти с 12.2003 по 11.2018) на нынешнее время может быть уже и другой администратор, отсюда просьба сначала смотреть раздел "Контакты"  в общем разделе, чтобы не было претензий, что письма по электронной почте не всегда отвечены.

Если вы желаете что-либо рассказать или написать об этом человеке,мы можете написать письмо
на один из адресов электронной почты администратору этой страницы и/или прислать фотографии
(щёлкните по ссылке адреса электронной почты,чтобы администратор мог отличить ваше письмо
от других приходящих писем и впишите пожалуйста фамилию,имя и отчество павшего, о ком вы
хотите написать,а в отдельных случаях и год гибели,когда среди павших встречаются полные тезки):