РУСЯНОВСКИЙ Александр Григорьевич, рядовой, водитель, род. 3.9.1964 в с. Большой Молокиш Рыбницкого р-на Молд. ССР. Украинец. Работал в колхозе "Красный Октябрь". В Вооруж. Силы СССР призван 22.9.82 Рыбницким ОГВК. В Респ. Афганистан с дек. 1982. В составе автомоб, колонн совершил более 50 рейсов по доставке различных грузов. Неоднократно с оружием в руках отражал нападения пр-ка на колонну. Проявил смелость, отвагу и самоотверженность. При выполнении очередного рейса 11.5.1984 во время спуска с перевала Саланг на встречную полосу движения внезапно выехал афг. автомобиль с людьми. Пытаясь избежать столкновения, Р. резко отвернул свою машину в сторону, и та, не удержавшись, сорвалась в ущелье. Р. ценой своей жизни спас более 20 афг. граждан. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в с. Большой Молокиш. Его именем названа центральная улица этого села. ![]() рядовой РУСЯНОВСКИЙ Александр Григорьевич Родился 3 сентября 1964 года в городе Баку. Призван Рыбницким райвоенкоматом в 1982 г. Погиб 11 мая 1984 г. Награжден орденом Красной Звезды и медалью воину-интернационалисту «От благодарного афганского народа». ПОДВИГ СОЛДАТА Эту дорогу от Хайротона на Пули-Хумри и далее на Саланг водитель «Урала-375», рядовой А.Русяновский знал, что называется, до каждого камешка. Хорошо был знаком ему и перевал Акбели-Мирза, по которому шла колонна. Опасный перевал. Подъемы, спуски, а главное — повороты. Смотри в оба. Никто сейчас не скажет, о чем думал в ту минуту Александр Русяновский, когда из-за поворота вылетела набитая людьми афганская машина, водитель которой не сумел вывернуть руль и выкатил на полосу встречного движения. ... Может, он думал о родном, утопающем в садах молдавском селе Большой Молокиш, где ждали его возвращения мать и отец — Наталья Александровна и Григорий Ефремович. Может, о том, что скажет товарищам на комсомольском собрании. По возвращении из рейса комсомольцы собирались поговорить о высоком долге воина-интернационалиста. Но об одном можно сказать со всей уверенностью: о себе он не думал. Считанные метры, доли секунды — вот и все, что оставалось в распоряжении советского солдата. Резким поворотом руля рядовой Русяновский отвернул свой автомобиль от афганского и направил его в пропасть... Остановилась афганская машина, остановились идущие сзади советские машины. Водители, пассажиры подошли к краю пропасти, обнажили головы... Подполковник В.СКРИЖАЛИН. «Красная звезда», от 22 мая 1984 г. Был он веселым парнем, заработал прозвище Шустрый, это потому, что до всего ему было дело. Все делал быстро и добросовестно. И во всем был мастером. Поначалу, конечно, не все получилось в машине, но потом, со временем, довел до блеска свой «Урал»!.. Через год он стал специалистом во всем: и в машине, и на кухне, и во многом другом. Отличные оладьи или вкусный суп — спрашиваешь: — Наверное, Шустрый мастерил? — Конечно, кто же еще! Служба у нас была несладкой. Довольно часто душманы ждут в засадах автоколонны, минируют дороги. Каждую машину ожидает пуля и выстрел из гранатомета. В июне прошлого года наша колонна попала под жестокий обстрел, несколько часов лежали под машинами, отстреливались. Были убитые и раненые. Санька тогда отличился: под сильнейшим огнем, несмотря ни на что, бегал, цеплял буксиры к поврежденным «Уралам», вытаскивал их из опасной зоны. ... 11 мая шли мы с грузом. Отлично помню Сашино лицо в его последний час, когда выходила моя машина в голову колонны... Что было потом, вы знаете из газеты... До смерти перепуганные афганцы, полностью разбитая машина внизу и Шустрый, который никогда уже не будет смеяться и веселить товарищей. Еще 200 километров вел я его на САУ до госпиталя, там простился. Невыносимо, когда погибают такие парни... Из письма заместителя командира роты по политической части старшего лейтенанта К.БОРОЗДИНА. |