АНТОШИН Иван Александрович, лейтенант, ком-р автомоб, взвода, род. 13. 5. 1957 в с. Ильмино Никольского р-на Пен-зен. обл. Русский. В Вооружённых Силах СССР с 16. 6. 76. Окончил Челябинское ВВАИУ. В Республике Афганистан с июня 1981. В р-не нас. пункта Баглан 14. 12. 1981 колонна автомоб, роты подверглась нападению мятежников. Несмотря на сильный огонь пр-ка, А. организовал техн. помощь поврежденным машинам и лично участвовал в выводе техники из зоны обстрела. Последний автомобиль, выводимый им, был подбит выстрелом из гранатомета. А. погиб. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в с. Ильмино. На доме, где он жил, установлена мемор, доска. Это взято из Пензенской Книги памяти :http://www.penza-veteran.ru/examples/index1.php?ELEMENT_ID=350 Антошин Иван Александрович. Лейтенант, командир автомобильного взвода В/ч пп 13354, 425-й отдельный автомобильный батальон, 59-я бригада материального обеспечения (г. Пули-Хумри, провинция Баглан)13.05.1957 – 14.12.1981Дорога в Кундуз
Едва гревшее декабрьское солнце уже заходило за
сахарные макушки горных вершин, когда возвращавшаяся
из Союза груженая колонна 425-го отдельного
автомобильного батальона 59-й БрМО приближалась к
своей базе, расположенной за городком Пули-Хумри.
«Наливники», сухогрузы с прицепами медленно
сворачивали в долину, а вертолеты один за другим
садились на площадку. В окружении голых склонов на
огромном плато стояли многочисленные палатки, а
рядом выстраивались в ряд многотонные «КамАЗы» и
бэтээры.
Улучив момент после четырехдневного похода в Термез, солдаты с ведрами облепили «ГАЗ-66», чтобы набрать из бочки воды. Ничего так не снимает усталость в обделенном водой Афганистане, как эта спасительная влага. Надо умыться, помыть машины. Времени на отдых у водителей остается не так уж много, хотя здесь, в этой южной стране, ночи зимой тоже длинные. Командир первого взвода второй автотранспортной роты лейтенант Антошин спешил в офицерскую палатку, чтобы умыться и привести себя в порядок после поездки. Через час командир в/ч 13354 майор Панов собрал офицеров, чтобы поставить задачу перед подчиненными. Через день предстояла поездка в сторону Кундуза, надо было доставить груз по назначению. Почти через две недели Новый год, как говорится, дорога ложка к обеду: из Союза для расквартированных под Кундузом армейцев привезли еду, горючее и, конечно, оружие. Дорога туда не из легких. Антошину со своим взводом предстояло замыкать колонну. Закончив речь, командир подытожил: – Даю день на подготовку: ремонт машин и отдых. Вопросы есть?.. Нет. Значит, свободны. Через день, утром 14 декабря 1981 года, как обычно, перед походом прапорщик выдавал сухпайки, повар разливал во фляжки чай. Антошин, как и остальные командиры, проверил наличие тонизирующего напитка в походных солдатских посудинах, дабы подчиненные не подхватили какую-нибудь заразу, попив воду из местных источников. А то прошлым летом чуть ли не полроты переболело желтухой. Так и возили грузы с температурой под сорок. Колонна отправилась ровно в 7.00. Антошин как заместитель ротного ехал в последнем «КамАЗе», сзади катил еще БТР. Командир роты доверял лейтенанту, своему заму, тыловое прикрытие. В свои двадцать четыре года Антошин был достаточно опытным офицером, этот сельский мальчишка в случае чего мог спешно организовать ремонт техники. Иван родился в деревне Александровка Сосновоборского района Пензенской области. До призыва в армию три года проучился в СПТУ и получил специальность «тракторист-машинист широкого профиля». Проработал полгода трактористом в колхозе «Победа» соседнего Никольского района. Призвали Ваню на службу в 1975-м, попал служить в ГДР, где за полгода хорошо освоил военную специальность механика-водителя средних танков. Как-то в часть приехал представитель Челябинского высшего военного автомобильного командного училища для набора курсантов в учебное заведение. Иван решил пойти по стопам старшего брата Николая, который закончил именно это училище. Вместе с товарищами сдал вступительные экзамены прямо в своей части, а в 1980 году уже получил лейтенантские погоны. В аттестации на присвоение первого офицерского звания выпускнику челябинского военного учебного заведения Ивану Александровичу Антошину говорится: «За время обучения в училище показал себя с положительной стороны. Политически грамотен. По предметам обучения успевал в основном на «хорошо». Автомобильную технику знает хорошо и может правильно организовать ее эксплуатацию и ремонт во взводе. Войсковую стажировку проходил в должности командира автомобильного взвода. С обязанностями справился хорошо. Занятия с личным составом по специальной подготовке проводил методически правильно. Партийно-политическую и спортивно-массовую работу организовать может. На ремонтной практике показал глубокие теоретические знания и приобрел практические навыки в организации ремонта автомобильной техники. Материальную часть стрелкового оружия знает хорошо. Учет, хранение и сбережение его во взводе организовать может. Из личного оружия стреляет уверенно. Недостаточно активен в общественной работе. Обладает хорошими организаторскими способностями. В строевом отношении подготовлен хорошо. Физически развит хорошо, имеет 1-й спортивный разряд по метанию гранаты «Ф-1» на дальность. Командирскими навыками обладает». Эту «недостаточную активность в общественной работе», наверное, можно было бы «припаять» каждому – ну разве интересны нормальным молодым людям все эти комсомольские собрания, партактивы и прочее. После училища Антошин служил в Читинской области, а через восемь месяцев получил отпуск. Но дома у родителей Ване недолго пришлось побыть. Через несколько дней лейтенанта Антошина отозвали из сурского края и направили в далекий Афганистан. Груженый «КамАЗ» медленно, со скоростью 40 километров в час, передвигался по узкой бетонной дороге, которая ужом извивалась между сопок. Сахарные пики тех гор, что повыше, создавали чуть ли не сказочный пейзаж. Еще чуть-чуть, и поверишь, что это высокогорный курорт где-нибудь в швейцарских Альпах. Правда, в Швейцарии моджахеды не обстреливали караваны. Там вообще нет моджахедов. А в Афгане «духи», натасканные западными инструкторами, применяли нехитрую тактику: нападать внезапно из засады. Вдоль дороги сплошь и рядом подтверждения этой партизанской войны – сожженные грузовики и бронетранспортеры. По горной трассе надо ехать осторожно, что называется, след в след, чтобы ненароком не напороться на «консервы» – противопехотные мины. Подрыв одной машины может сковать движение всей колонны. Если вовремя не сбросить ее с обрыва, то большие потери неминуемы. Промедление смерти подобно. Не исправишь неполадку техники за 5 – 10 минут – готовься к обстрелу. Спасет только буксир. Машины вообще без необходимости не останавливались на дороге, пока не приезжали к месту или не встречали по пути какую-нибудь воинскую часть. Только там можно было спокойно передохнуть под охраной своих. Водитель «КамАЗа» и командир сидели в одинаковых х/б, без бушлата. В кабине было и так тепло. Как любой другой офицер, Антошин надел полевую солдатскую форму, чтобы «духовский» снайпер не «снял». Поэтому казалось, что едут два солдата. Да и разница в пять лет не слишком бросается в глаза. По сути, и Антошин, и его водитель Кузнецов – это парни, вырванные из привычной мирной жизни. Ведь их ровесники в это время кутили в барах и ресторанах, влюблялись в девчонок и ходили по киношкам. – Ну что, Кузнецов, до «дембедя» небось деньки считаешь? – вступил в разговор командир. – Еще как, товарищ лейтенат... – А ты как попал в Афган-то? Ведь ты ж год уже служил в Куйбышеве. – Вызвали меня в штаб. Там сидит особист. Так и так, говорит, расскажи о себе. Я ему: жил в селе под Куйбышевом, работал на «газоне». Предложили мне поехать в Афган, а я не догадывался, что здесь происходит. Интересно было – нигде, кроме своей деревни и Куйбышева, не был. Вот и согласился. – Выходит, мы с тобой оба деревенские, зема. – А вы откуда? – Из Пензенской области. С родины Лермонтова, Белинского... Войска на марше. Словно светлячки, То утопают в темноте низины, То выплывают, словно огоньки, – Идут живой цепочкою машины. Я – старший. Мой сосед – в веснушках нос, – В ночь всматриваясь, что темнее вишни, К баранке, как приклеенный, прирос. Впервые... Комментарии излишни. Я с ним поговорю о том, о сем – О важном, сокровенном и не очень... Я знаю, что привал у нас потом. Сейчас – дорога. И коварство ночи. – Сережа, хочешь свежий анекдот? – Какие пел ты на «гражданке» песни? ...Крутой дугообразный поворот. И тут же следом – склон почти отвесный. Забыть на время, что поля тихи, Что разнотравьем воздух пахнет славно... Не спать!v – А хочешь, я прочту стихи? Их сам я сочинил. Совсем недавно...v Я за него ответствен. Чтоб привал Победой первой он сберег на память. Чтоб он солдатом настоящим стал. Чтоб невредим домой вернулся к маме... Через несколько километров показался Баглан. Глядя на глиняные домишки, не скажешь, что здесь проживает сто с лишним тысяч человек. А ведь это один из немногих больших населенных городов Афганистана. Целый выводок легких поджарых ребятишек то и дело подбегал к машинам с криками: – Банка дай! Банка дай! – однотонно произносили «бачата», жалостливо всматриваясь в глаза шурави. Для этих ребятишек любая консервная банка, бутылка – редкий подарок судьбы в бедной стране, где промышленности почти нет. И потому все можно пустить в дело, даже консервную жесть. Что говорить, если в отсталом Афгане беднота умудряется делать кустарным способом русский «калаш» – самый популярный автомат в мире. Река Кундуз бурно несется по левую сторону дороги. Если «духи» узнают о приближении колонны, то ударят именно слева. Баглан был позади, и это обстоятельство развязывало мятежникам руки. Хотя «духи» не стеснялись стрелять и по кишлакам, дабы вызвать недовольство советскими войсками. Антошин открыл штык-ножом тушенку и протянул банку с ложкой Кузнецову. Тот взялся уплетать содержимое, не выпуская «баранку», – чему только не научишься в походе... Нежданно резкий взрыв оторвал его от обеденной пятиминутки. С лобового стекла машины уже падали комочки грязи. Впереди стоял со спущенными задними колесами «КамАЗ». – Ёкарный бабай! На фугас напоролся. Стой! Пойду посмотрю, – сказал Антошин водителю. Взяв автомат, взводный подбежал к подорванной машине. У сухогруза уже стоял водитель. – Ну что, колесо запасное есть? – Нет, – ответил солдат. – Тогда доставай трос! Тут с противоположной стороны раздалась автоматная очередь. Лейтенант стал отстреливаться. Увидев, что водила упал, Антошин подбежал к нему и стал тащить его в кабину. Появился Кузнецов. – Сергей, открой дверь! Они положили раненого на сиденье «КамАЗа». Нашли в аптечке бинты и перевязали. В это время БТР палил из ствола по склону, где засели «духи». Их было немного, иначе не напали бы на хвост колонны. – Давай, Кузнецов, найди трос и садись в машину, а я поеду вместо Самойлова. Его надо в нашу машину.v Груженый «КамАЗ» тихо тащил на буксире своего «собрата». Колонна уже ушла вперед. Сзади шел тот же БТР. «Духи» не унимались. Впереди медленно ехавшей машины разорвалась граната. БТР быстро среагировал и ударил по огневой точке. Одинокий «дух» заглох. «КамАЗ», где сидел за водителя командир, горел. Подлый душман сделал свое дело... Со стороны колонны летел «Ми-8». В сторону «духов» полетели «нурсы». Реактивные снаряды уничтожали в пух и прах все, что было в том месте, откуда велся огонь. Лейтенант Антошин был отомщен... Колонна добралась до места, потеряв одного из лучших командиров, лишившись также одной машины. За мужество и отвагу лейтенант И.А. Антошин награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в селе Ильмино Никольского района. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. |