Назад в общий раздел

Назад в список павших на букву Х

Назад в список павших по республике Татарстан

Назад в список павших по республике Башкортостан


ХАКОВ Рамиль Фархулович

Вот эти данные были взяты из Всесоюзной книги памяти: 

ХАКОВ Рамиль Фархулович, капитан, летчик-оператор вертолета Ми-8 отд. вертолетной эскадрильи, род. 8.01.1952 на ст. Балтачево Балтачевского р-на Башк. АССР. Татарин.
В Вооруж. Силах СССР с 7.8.70.
Окончил Сызранское ВВАУЛ.
В Респ. Афганистан с нояб. 1981.
В составе экипажа 24.01.1982 участвовал в нанесении авиац, удара по скоплению пр-ка в 25 км юж. г. Кундуз.
При выходе из атаки его вертолет был сбит.
X. погиб.
Нагр. орд. Красного Знамени (посмертно).
Похоронен на кладбище "Затон" в г. Уфа.

От автора страницы памяти - как станет известно из воспоминаний ниже, в том вертолете погибли:

ДУНАЕВ Юрий Васильевич  

ОСПИЩЕВ Виталий Александрович

СТЕПАНЮК Владимир Васильевич

ХАКОВ Рамиль Фархулович

Вот эти воспоминания Николая Иващенко были взяты с адреса

http://ok.ru/group/50379065131142/album/50441138274438/492603060614

ХАКОВ Рамиль
                      Фархулович

Я и Романенко Сергей эвакуировали этот экипаж Хакова ,Дунаева и бортача (фамилию не помню) с места катастрофы. Жуткий случай! Ребята сильно поломаны- врезались в землю на полной скорости, а бортовой практически сгорел верхняя половина тела в уголь! Вытаскивали его из-под главного редуктора, который горел синим пламенем!  Потом нашли ещё одного на другой день -механик -полетел пострелять! Земля им пухом!

В том вертолете капитан Дунаев и капитан Хаков оба однокашники, бортовой техник я не помню фамилию и ещё с ними полетел прапорщик- хотел пострелять. Они летели на предельно малой высоте и примерно в 20 км от аэродрома "Кундуз"на перевале в ущелье между трёх кишлаков, столкнулись с землёй. Вертолёт был полностью заряжен для огневого удара( " 2 ОФАБ 250, 64 НУРС С-5, гранатомет АГС 17 с полным боекомплектом 128 гранат и 3 пулемёта ПКТ с полным боекомплектом 1500 патронов) Причина столкновения неизвестна, во всяком случае нам ничего не сообщали. Весь экипаж был сильно поломан так как удар об землю на скорости 220 км/ч , а прапорщик механик сгорел- попал под главный редуктор и вся верхняя часть тела по-пояс полностью сгорела, так и вытащили ,Я его снегом потушил. Эвакуировать тела было очень трудно- с нами вылетел на эвакуацию только полковой начмед, а эвакогруппа как обычно "опоздала" пришлось нам силами экипажа всё делать самим.
Вертолет сильно горел- рвались патроны к пулемёту, а мы боялись что сдетонирует хоть одна граната или НУРС С-5, тогда нам всем конец- в огне были 2 ОФАБ 250! 
Но как говориться -"Бог миловал!"
Командир капитан Петренко Борис Андреевич находился на связи, а я и бортовой техник старший лейтенант Романенко Сергей Николаевич осуществляли всю эвакуацию, ещё правда начмед попытался нам помочь- взвалил капитана Дунаева на плечи сделал два шага и потерял сознание, так и лежал под ним пока мы с Сергеем его не  подняли , заставили встать и ухватиться за носилки,на которых мы уносили Дунаева, потом еле еле вдвоём втащили его в вертолёт, этот полёт был самым тяжёлым для меня за весь период пребывания в Афганистане.
Начмеда за этот вылет представили к ордену " Красная звезда"
Нам командир полка сказал: -" Вы же мол кадровые военные, а начмед после гражданского ВУЗа, где мол ему ещё отличиться!"
Вот такие военные будни.

Ответ Николая Иващенко Гульнаре Хаковой:

Здравствуйте Гульнара, я вчера ответил на ваше сообщение. И могу сказать только ,что любая война это крайне жестокое дело! Потеря близких и друзей на войне втройне тяжелее, чем в обычной жизни!  Потому-что боевые друзья ТАМ становятся ближе чем родные братья! И тем больнее терять своих боевых друзей! Я лично достал документы вашего дяди Хакова Рамиля на месте катастрофы, а гробы были закрыты ,чтобы не шокировать родных ( тело Рамиля было сильно поломано -удар о землю на скорости 220км/ч) Ещё раз примите мои самые искренние соболезнования!



Вот эти уточнения прислал Валерий Федеорович Ящерицын
http://ok.ru/valery.fedorovichyashcheritsyn
 


Экипаж в составе командира к-на Ю.В.Дунаева, летчика-штурмана к-на Р.Ф.Хакова, борттехника пр-ка В.В.Степанюк,  пр-ка В.Оспищев ,б.т.с др.вертолета

Да, это было 24.01.1982 на входе в Багланскую зеленку к вечеру. Вертолет Ми-8Т капитана Ю.В. Дунаева (254 овэ) упал и мгновенно разрушился (разлетелся) на глазах у его ведомого капитана А.С. Малашенкова. По его сообщению была поднята пара Ми-8  ПСС 181 овп (они дежурили всегда). Экипаж ПСС забрал трех членов экипажа (не имея информации о наличии четвертого члена экипажа пр-ка В. Оспищева) и прилетел на аэр. Кундуз, где обнаружили, что нет капитана Р. Хакова (лк-штурман). Но т.к. наступила темнота, поиск оставили до утра. С рассветом 25.01.1982 группа ПСС обнаружила тело капитана Р.Хакова, лежавшее под куском лопасти НВ в рытвине, (арыке...) и привезла на аэр. Кундуз. По оперативным  данным   вертолет к-на Дунаева Ю.В. выполнявшего боевой вылет по нанесению удара по позициям противника (вылет по вызову) был сбит огнем маджахедов  на входе в Багланскую долину при пересечении горного хребта.

Экипаж Ю Дунаева напоролся на очень плотный огонь двух духовских расчётов ДШК.Экипаж просто был можно сказать растрелян в упор.

"Добрый вечер Фёдорович!То .что вертолёт капитана Дунаева перед столкновением с землёй был обстрелян это точно т.к. у Ромы Хакова было пулевое ранение в районе верхней части груди крупного калибра. При осмотре оставшихся частей вертолёта были видны пулевые пробоины 12,7мм.
По этой катастрофе проводил расследование генерал Павлов.Я лично ему давал объяснение по вопросу самопроизвольного взрыва АБ при срыве её с замка держателя.
Это одна из версий катастрофы.
Пока пробоины на лопастях не нашли.
Сама причина гибели не установлена. прошло много лет и есть путаница .Есть один вопрос,на который никто не дал ответа,ОТКУДА ВСЕ ТАКИ ПРОБОИНЫ?

ЭТО ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДРУГА РАМИЛЯ, ИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА.

ЮРИЙ ДУНАЕВ И РАМИЛЬ ХАКОВ ВЫПУСКНИКИ СЫЗРАНСКОГО ВВАУЛ,В 72-73 СТАВИЛИ ИХ НА КРЫЛО В 851 УВП.ПГТ.БЕЗЕНЧУК.








Примечание - за то время, когда создавалась данная версия книги памяти, вместо автора (Павел Цупик, который создавал и затем дополнял эту версию книги памяти с 12.2003 по 11.2018) на нынешнее время может быть уже и другой администратор, отсюда просьба сначала смотреть раздел "Контакты"  в общем разделе, чтобы не было претензий, что письма по электронной почте не всегда отвечены.


Если вы желаете что-либо рассказать или написать об этом человеке,мы можете написать письмо
на один из адресов электронной почты администратору этой страницы и/или прислать фотографии
(щёлкните по ссылке адреса электронной почты,чтобы администратор мог отличить ваше письмо
от других приходящих писем и впишите пожалуйста фамилию,имя и отчество павшего, о ком вы
хотите написать,а в отдельных случаях и год гибели,когда среди павших встречаются полные тезки):


afganmemorial@gmail.com    afganmemorial@yandex.ru