ТКАЧЕНКО Сергей Александрович, ст. лейтенант, летчик-штурман вертолета Ми-8, род. 7.6.1959 в г. Сумы УССР. Украинец. В Вооруж. Силах СССР с 15.11.1980. Сдал экстерном экзамены за полный курс среднего военного авиац, уч-ща летчиков при Саратовском ВВАУЛ. В Респ. Афганистан с авг. 1984. В составе экипажа вертолета выполнил 15 боевых вылетов. Действовал хладнокровно, самоотверженно и умело. 19.11.1984 во время высадки десанта вертолет был обстрелян мятежниками и подожжен. В сложной обстановке экипаж посадил боевую машину, произвел высадку десанта и ликвидировал пожар. При взлете во время набора высоты вертолет был подбит ракетой ПЗРК, загорелся и взорвался. Экипаж погиб. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Сумы. Старший лейтенант, летчик-штурман вертолета Ми-8. Родился 7 июня 1959 года в г. Сумы. После окончания 8 классов получил рабочую профессию и работал на компрессорном заводе. На действительную военную службу был призван 15 ноября 1980 года. Закончил экстерном Саратовское ВВАУЛ. Служил в Дальневосточном военном округе. С 30 июня 1984 года был направлен в распоряжение командующего ВВС Туркестанского военного округа, а через месяц попал в Афганистан старшим лейтенантом на должность летчика-штурмана вертолета Ми-8 335-го отдельного вертолетного полка ВВС 40-й ОА, который дислоцировался в районе г. Джелалабад. О том, каким Сергей увидел Афганистан, и о своей службе он писал отцу: "… В данный момент я летаю с замполитом эскадрильи, работы очень много, вылетаем в 4.50, с перерывами, конечно, но иногда бывает до захода солнца… Меня выдвигают на командира экипажа… Погода у нас стоит отличная, тепло, даже купаемся, а вечером уже прохладно, ночью +2–6 тепла, а только солнышко выходит – сразу до +300С… 5.10.84". " …я очень рад, что начал летать. Наконец-то я могу попробовать себя, на что гожусь. И потом этим духам я Серегу не прощу. Пока буду здесь, пока и буду их бить. Ну а летать приходится много. Порой приходишь после полетов и в кровать – бум, и ничего больше не хочется… погода хорошая, днем по-прежнему больше 250С, ночью, конечно, прохладно, но жить можно. А горы уже все в снегу, но днем на тех, которые ниже, все равно тает…11.11.84". " …ночью, точнее 9 числа, прилетели домой, точнее в Джелалабад. До этого я с 25 числа летал "где попало". Сначала полетели в Кабул. Там, в этой провинции, немного "поработали" и полетели в Газни. "Поработали" там четыре дня и перелетели в Баграм. Вот здесь пришлось потрудиться. Некоторые из наших ребят отличились, за что их представили к наградам. А скоро еще раз придется поработать. Ведь мы сюда все приехали не на отдых и не на прогулку… Народу, конечно, очень много, чистили Панджшерское ущелье. Эта операция прошла успешно. Делов натворили много, духи запомнят "шурави" – так у них переводится слово "русский"… Они объявили этот год годом войны…. Очень отсталый народ, читать и писать умеют единицы, остальные или неграмотные, или малограмотные. Темный и забитый народ вообще. Очень любят торговать, причем стараются надуть каждого: купить подешевле, продать подороже. В континах (магазинах) можно увидеть все – от ржавых гвоздей, бывших в пользовании, до новых современных вещей… Погода сейчас здесь хорошая, дождей нету. Солнышко светит ярко, в общем, тепло. Днем даже жарко. Ночью уже прохладно, не так душно, как раньше. Скоро поспеют апельсины и лимоны. У нас за аэродромом апельсиновые рощи. Живем, как я раньше писал, в модулях (деревянный дотик) в комнате нас по 7 чел., но рядом строится и другой, новый, осталось крышу покрыть и внутри оклеить обои и можно заселять. Тогда будем жить по три человека. Но пока и так жить можно, все свои ребята и друг другу никто не мешает. Вода здесь бежит без скважины. На вкус вроде бы ничего, но врач говорит, что сырую пить нельзя, мол, в ней много всякого "добра"… есть здесь баня, правда не в нашей эскадрилье, но ничего, мыться разрешают. Попаримся в парилке и сразу – в бычило (это водоем типа бассейна, но только с проточной водой). Вода холодненькая. А паримся эвкалиптовыми вениками. Здесь растут эвкалипты – говорят, полезное дерево, но толком никто не знает, какими качествами оно обладает… 13.09.84". В составе экипажа вертолета Сергей Ткаченко выполнил более 100 боевых вылетов. 19 ноября 1984 года афганское подразделение оказалось в трудном положении высоко в горах: с юга закрывала дорогу граница с Пакистаном, которая хорошо охранялась, с запада – остроконечные хребты, с севера – обрывистое ущелье, а с востока наступали превосходящие силы душманов. Помощь могла прийти только с неба. И она пришла. Экипажу вертолета удалось в сложной обстановке посадить боевую машину, совершить высадку десанта, но во время высадки машина получила серьезные повреждения – вспыхнул правый двигатель. Экипаж ликвидировал пожар. Лейтенант Ткаченко огнем из личного оружия обеспечил прикрытие, последним оставил поле боя. В связи со сложностью ситуации была поставлена задача по высадке дополнительного десанта. Задание было выполнено, но во время набора высоты вертолет был подбит ракетой. Машина загорелась и взорвалась в воздухе. Экипаж погиб. Похоронен Сергей Ткаченко в г. Сумы на Центральном кладбище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.041985 г. за мужество и отвагу старший лейтенант Ткаченко Сергей Александрович награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Статья из книги «Пам'ять і доля Афганської війни» ПКП «Еллада-S», 2009. – 464 с. |