ИВАНКИН Валерий Николаевич, мл. сержант, ком-р мотострелк, отделения, род.29.3.1962 в раб. пос. Тамала Пензен, обл. Русский. В Вооруж. Силы СССР призван 15.5.80 Динским РВК Краснодар, края. В Респ. Афганистан с окт. 1980. Принимал участие в боевых опер-ях. Умер 30.12.1980. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в станице Старокорсунская Советского р-на Краснодара. Его имя высечено на мемор, доске памятника Героям гражданской и ВОВ в пгт Пашковский Краснодара. Это взято из Пензенской Книги памяти : http://www.penza-veteran.ru/examples/index1.php?ELEMENT_ID=344 Иванкин Валерий Николаевич. Младший сержант, командир мотострелкового отделения В/ч пп 92053, 59-я отдельная бригада материального обеспечения (г. Пули-Хумри, провинция Баглан)29.03.1962 – 30.12.1980Восемнадцатилетний командир
Командир мотострелкового отделения младший сержант
Валерий Иванкин был явно недоволен, что в канун
Нового года он впервые находился далеко от дома. Еще
год назад он проводил этот праздник в кругу родных и
близких. Теперь даже не чувствовалось приближение
самого долгожданного праздника. Вместе с
сослуживцами младший сержант ехал на бэтээре, как
обычно, по трассе в районе Пули-Хумри.
Бронетранспортер, буксуя, медленно поднимался по
скользкой, промозглой дороге, словно, тоже устал от
постоянных патрулирований и выездов.
Отделение младшего сержанта Иванкина на этот раз сопровождало очередную колонну с продовольствием, присланным для солдат и офицеров из Союза к Новому году. Накануне выпал снег, и впереди ехал бульдозер, расчищая завалы на высокогорной дороге. Поэтому колонна двигалась медленно. – Ну что, командир, не привык к такой погоде? У вас в Краснодарском крае, наверно, теплее зимой? – спросил младшего сержанта один из попутчиков. – Да я, в общем-то, не совсем южанин, – продолжил Иванкин. – Я родился в поселке Тамала. Это в Пензенской области. Оттуда мы переехали на юг. Так что морозов не боюсь. Хотя, конечно, в Краснодарском крае зима будет потеплее здешней. Действительно, Валерий привык к переменчивой погоде северного Афганистана. Ни холод в высокогорье, ни слякоть ему уже были ни почем. У Саланга в свое время было и похуже. Всем видам войск доставалось в этой чужой стране. В какой-то степени на активности и результатах боевых действий сказывался и большой отрыв личного состава от прямых обязанностей – до 40% военнослужащих было брошено на охрану объектов и нормализацию жизни и быта ограниченного контингента советских войск. Прежде всего, необходимо было построить и благоустроить многочисленные военные городки. Для этого требовалось большое количество строительных материалов и другого оборудования, которое в основном доставлялось из СССР. В первый год пребывания шурави в Афганистане резко возрос поток грузов. Чтобы справиться с задачами по поставке стройматериалов и пополнению необходимых запасов для ограниченного контингента, развернулось множество батальонов обеспечения. Армейская бригада материального обеспечения, в которой служил Иванкин, расположилась в Пули-Хумри в самом начале войны. Как и повсюду, здесь создавались условия не только для нормального отдыха, но и решались другие проблемы быта. Совершенствовалась система безопасности войск. Подступы к гарнизонам прикрывались минными полями, на подъездных путях выставлялось охранение. Наладилась охрана объектов и внутри гарнизонов. После ввода войск в Республику Афганистан начались бесконечные оперативные, людские, снабженческие перевозки и перевозки, связанные с медицинской и материальной эвакуацией. Главную задачу по снабжению соединений и частей выполняла бригада материального обеспечения, которая свыше 40 процентов грузов перевозила на автомобильном транспорте. В общем объеме перевозок горючее составляло 55%, боеприпасы – 15%, продовольствие – 20%, прочие грузы – 25%. Ну а в основном потребности войск в дизельном топливе и керосине (свыше 90%), в автомобильном бензине (35%) удовлетворялись за счет трубопроводов. Продовольствие тыловики в основном перевозили на автомобилях. Ежемесячно его по трассам перемещалось до пяти тысяч тонн. Скоропортящиеся продукты и ранние овощи доставляли самолетами транспортной авиации. Подвоз грузов планировали каждый месяц, с ежесуточным уточнением задач по видам транспорта, с учетом обеспеченности войск, наличия запасов на перевалочных базах и в бригаде материального обеспечения, а также состоянием коммуникаций. На трассах трубопровода создавались дополнительные запасы труб, на участках подъема дорог к перевалам устанавливались спаренные насосные установки. В наиболее опасных местах трубопровод заглублялся в грунт или прокладывался внутри труб большего диаметра. В местах схода снежных лавин и селевых потоков трубопровод был уложен в траншеи глубиной в 30 см. Ремонт поврежденной техники осуществлялся большей частью не там, где она выходила из строя, а в базовых районах. Сложные климатические условия диктовали необходимость сокращения сроков между плановым обслуживанием, ремонт проводился более тщательнее. Уже в первый год пребывания войск в Афганистане возникла потребность в замене автомобилей с бензиновыми двигателями на дизельные, повышенной проходимости и защищенности. Транспорт в сложных условиях эксплуатации положенные сроки эксплуатации практически не вырабатывал. Фактически машины обновлялись через два-три года. Поэтому для походного охранения автомобильных колонн тыла при перевозке грузов была разработана и эффективно функционировала система мер по усилению и сопровождению мотострелковыми, танковыми подразделениями, прикрытию караванов вертолетами. Трубопроводные трассы охраняли мотострелковые подразделения совместно с эксплуатационщиками. Основные маршруты движения (участки дорог) охранялись постоянными и подвижными постами. Ну а при расположении тыловиков организовывалась служба сторожевого охранения. Основные трудности со снабжением возникали при подготовке к крупным войсковым операциям и во время их проведения. В район предстоящих боевых действий в значительном количестве перебрасывались боеприпасы, топливо, медикаменты и продовольствие. Охрана трубопровода требовала значительных усилий: некоторые его участки постоянно минировались или подвергались обстрелу. Точное время перекачки топлива держалось в строжайшем секрете. Если же душманам все-таки удавалось это узнать, то они стремились сделать все для того, чтобы не только вывести из строя трубопровод, но и нанести советским войскам значительный ущерб. Иногда в результате массированных обстрелов и диверсий армия теряла более 500 тонн топлива в сутки. В некоторых случаях наши потери оказывались значительно меньшими – 20 – 25 тонн. Это считалось нормальным. Обезопасить переброску топлива было очень сложно. Войска не имели возможности через каждый метр вдоль всего трубопровода поставить солдат. Можно было, конечно, заминировать прилегающую к ветке местность. Но и это не выход из положения. К трубопроводу постоянно подходили жители близлежащих кишлаков, в том числе и дети. «Нитки» охраняли специальные патрульные подразделения. На особо опасных участках, ставились сторожевые заставы. С жителями кишлаков представители советского военного командования подписывали соответствующие договоры. Афганцы брали на себя обязательство немедленно ставить в известность командиров наших подразделений о готовящихся диверсиях. Шурави со своей стороны бесплатно выдавали афганцам топливо, а если была возможность, то продукты и медикаменты. Ну а зимой дорога была особо опасна. Даже камень, упавший со скалы, мог нанести непоправимый вред... Отвесные скалы казались нескончаемыми, как горная речушка, бегущая по правому борту. Надо в целости и сохранности довести новогодний груз. За очередным поворотом раздался грохот, и БТР, подбросив вверх, резко занесло на обочину – прямо к горе. Неужели засада? Так и есть! Пехотинцы, услышав шквальный огонь, быстро вставили дула «калашей» в бойницы и начали отстреливаться. Позиции моджахедов из машины разглядеть оказалось невозможно. Да и опасно сидеть внутри подбитого бэтээра, который стоял на месте, – в любой момент мятежники могли выстрелить из ручного гранатомета. Бойцы быстро выбежали из бронетранспортера. Благо, со стороны, можно было выбраться без опаски. «Видно, бородачи засели с одной стороны!» – сразу же мелькнуло в голове у командира отделения. Пехотинцы воспользовались этим моментом. Через минуту солдаты усмиряли из автоматов боевиков, которые были в меньшинстве. Валерий Иванкин не раз принимал участие в боевых операциях за те три месяца, что провел в горной стране. Но не ожидал, что моджахеды отважатся при такой погоде нападать на колонну. Да, хорошо их информируют. Три часа караван отбивался от засевших на высоте душманов. В какой-то момент Иванкин высунулся из-за брони, и в грудь угодила пуля. Ребята быстро перевязали командира, он продолжал отстреливаться. Когда бой стих, младший сержант встал из-за брони и посмотрел на рану. В пылу смертельной драки командир особо ее не ощущал. Теперь боль начинала нарастать, и Валерий почувствовал, что теряет силы. Сослуживцы, увидев, как падает их командир, налету подхватили его и уложили внутрь подбитой машины. Вскоре раненого доставили в госпиталь. Потеряв много крови, младший сержант Иванкин умер 30 декабря 1980 года. Восемнадцатилетний командир пробыл в воюющем Афганистане менее трех месяцев. За мужество и героизм, проявленные в боевых операциях, младший сержант Иванкин награжден орденом Красной Звезды (посмертно). |