Назад в общий раздел

Назад в список павших на букву С

Назад в список павших по Военно - Воздушным силам

Назад в список павших по Пензенской области


Памяти павших в Афганской войне

Вот эти данные и фото были взяты из Всесоюзной книги памяти: 

СКРЫЛЕВ Александр Васильевич, ст. лейтенант, пом. ком-ра самолета Ан-12,род. 8.10.1960 в г. Сердобск Пензен. обл. Русский.
В Вооруж. Силах СССР с 31.7.77.
Окончил Балашовское ВВАУЛ.
В Респ. Афганистан с июля 1983.
Участвуя в обеспечении боевых опер-ий, выполнил 376 боевых вылетов.
Погиб 18.01.1984.
Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в родном городе.

Вот эти данные были взяты с адреса   http://www.penza-veteran.ru/examples/index1.php?ELEMENT_ID=417  :

Памяти павших в
                      Афганской войне

Скрылев Александр Васильевич. Старший лейтенант, помощник командира самолета АН-12 В/ч пп 15478, 930-й военно-транспортный авиационный полк (г. Баграм, провинция Парван)
08.10.1960 – 18.01.1984
В небе над Афганом

    Вечером 25 декабря 1979 года могучий рокот множества моторов заполнил вечернее афганское небо. Один за другим десятки военно-транспортных самолетов «Ан-22», «Ил-76», «Ан-12», «под завязку» груженные техникой и людьми, проплывали над заснеженными пиками Гиндукуша, держа курс на Кабул и Баграм. В 16.15 первый «Ил-76» коснулся колесами бетонки кабульского аэродрома. С интервалом в несколько минут огромные самолеты друг за другом совершали посадку и сразу, ревя турбинами, отъезжали в сторону, освобождая место следующим транспортникам. Открывались задние грузовые аппарели, на бетонку торопливо сбегали вооруженные солдаты, съезжала боевая техника. Так начиналась масштабная воздушно-транспортная операция по переброске в Афганистан десантников 103-й ВДД и 345-го ОПДП.
    Параллельно такая же воздушная армада приближалась к Баграму, по расчетам командования она должна была садиться с наступлением темноты (чтобы не обнаруживать слишком большого наката сил). Лишь потом многие экипажи самолетов узнали о том, что их приземление могло превратиться в страшную катастрофу...
    Приблизительно за полчаса до подхода первых бортов выяснилось, что внезапно погасло освещение полосы и как сквозь землю провалился афганский подполковник, начальник этого аэродрома, еще совсем недавно находившийся в своем блиндаже недалеко от советской оперативной группы, готовившей прием десанта. Была немедленно объявлена тревога, оцеплен весь аэродром, начались интенсивные поиски. До подлета самолетов оставалось 29 минут. Они уже начали занимать соответствующую зону для посадки. Требовалось принять срочное решение – где садиться? Обстановка накалилась до предела. В одном из блиндажей все же обнаружили спрятавшегося начальника аэродрома. Было включено все освещение, а афганского подполковника предупредили: если свет на поле погаснет – его сразу на месте расстреляют.
    Дальше все шло благополучно, но без чрезвычайного происшествия все же не обошлось. Один из самолетов «Ил-76», заходя на посадку на аэродром в Кабуле, врезался в скалу и, взорвавшись, похоронил экипаж самолета и 33 десантника 103-й ВДД. Никто не обстреливал, видимость была хорошая, аэродром был прекрасно освещен. Явно экипажем была допущена ошибка. Правда, Кабул находится как бы в огромном котловане. Поэтому посадка и взлет самолета проходят в сложных условиях. Но, к счастью, остальные самолеты приземлились нормально...

    Баграмский аэродром стал наиболее крупной авиабазой советских ВВС в Афганистане. Помимо боевых самолетов и вертолетов там размещалась одна из эскадрилий 930-го военно-транспортного авиаполка, две другие эскадрильи находились в Союзе на аэродромах Ферганы и Ташкента. Полк имел славную историю. Он был создан летом 1942 года и получил название – 930-й Комсомольский легкий бомбардировочный полк, на его вооружении были самолеты «ПО-2». В 1946 году он стал авиационным транспортным, а в 1967 году начал оснащаться самолетами «Ан-12». Эскадрилья в Баграме в основном совершала полеты внутри Афганистана, перевозя людей и грузы. В целом за время войны полк перевез 9216 тонн груза.
    У баграмской эскадрильи была и еще одна печальная обязанность – доставка гробов с погибшими в Союз. «Черный тюльпан»... Откуда взялось это понятие в наших Вооруженных силах? С учетом неизбежных потерь одному деревообрабатывающему предприятию на территории Узбекистана, в городе Ташкенте, было поручено помимо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Был определен и штат: плотники, жестянщики, два водителя, было и наименование продукции: гроб, деревянный ящик, лист цинка, опилки, две чистые простыни. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием «Черный тюльпан». Самолет «Ан-12» доставлял гробы, или «груз 200» из Афганистана, и кто-то дал этому самолету такое название, с тех пор оно так к нему и приклеилось. В самолет загружали, как правило, от восьми до пятнадцати гробов, сопровождал этот груз обычно офицер из подразделения, откуда были погибшие, или близкий друг, который был в бою вместе с погибшим товарищем...
    В июле 1983 года в эскадрилью прибыла команда сменных экипажей, в составе которой был и старший лейтенант Александр Скрылев. Баграм встретил летчиков пронзительным ветром (как-никак, высота 1700 метров над уровнем моря) и интенсивной автоматно-пулеметной стрельбой рядом с аэродромом. Так «духи» «приветствовали» новых «летунов».
    – Ничего страшного, – успокоил их командир эскадрильи, – такая пальба здесь обычное дело. Раньше «духи» близко подбирались, порой из стрелкового оружия даже самолеты дырявили. Но теперь лафа кончилась: весь аэродром обтянули колючей проволокой, разместили пулеметные гнезда и на опасных направлениях установили сигнальные мины.
– А как при подлете или на взлете? – спросил один из летчиков.
– Каждый транспортник встречают «крокодилы» – вертолеты огневой поддержки. Чуть что, гвоздят «духов» нурсами, так что бородачи уже не лезут в зону посадочной глиссады...
    В первый день Александра поразили горы, окружавшие Баграм, их великолепие. Освещенные солнцем, они выглядели потрясающе – вековые, все в снегу. Но когда помощник командира самолета «Ан-12» старший лейтенант Скрылев в составе экипажа совершил первые полеты над Афганистаном, то очень быстро понял: то, что красиво снизу, сверху выглядит не столь романтично. Монотонная, без характерных ориентиров горно-пустынная местность заметно усложняла полет. Неменее сложными были и посадки на аэродромы, буквально зажатые горами и хребтами.
    Но и Александр был не зеленый юнец, только что вышедший из училища. Еще в юности, когда заканчивал среднюю школу №2 в родном Сердобске, он твердо решил стать военным летчиком, и в 1977 году поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Учился старательно, с интересом осваивая сложную профессию. Когда с мая по август 1981 года проходил войсковую стажировку в частях ВВС в должности помощника командира корабля, то уже тогда в своем отзыве командир части отмечал его хорошее знание авиационной техники: «Элементы техники пилотирования усваивает хорошо. Любит летать, делает это уверенно. В усложненной обстановке действует хладнокровно и грамотно, оказывает разумную помощь командиру экипажа».
    Все эти качества пригодились Александру и в дальнейшей службе, особенно в сложных условиях Афганистана. А летать приходилось, порой не всегда соблюдая инструкции и наставления. Согласно им доставка грузов и боеприпасов транспортной авиацией осуществлялась при нижней границе облачности 1000 метров. Но как нашим частям было без боеприпасов? Поэтому наиболее подготовленные экипажи ВТА выполняли полеты при нижней границе облачности и 800, и даже 600 метров. В тех условиях это был оправданный риск.
Всего экипажи только военно-транспортной авиации выполнили в Афганистане 27 тысяч самолето-рейсов, перевезли более 880 тысяч человек личного состава и около 430 тысяч тонн различных грузов. Свою лепту внес и экипаж, в составе которого был старший лейтенант Скрылев. Всего за полгода службы при участии в обеспечении боевых операций он выполнил 376 боевых вылетов. 377-й оказался роковым...
    В 1984 году на вооружении моджахедов еще не было английских «Блоупайпов» и американских «Стингеров», но зато появились первые ПЗРК китайского производства. И однажды группа моджахедов в темноте скрытно заняла позицию на склоне горы недалеко от аэродрома и затаилась до утра. В этот день экипажу Скрылева предстоял обычный рейс за грузом в Союз. Летчики спокойно заняли свои места, диспетчер дал команду: «Взлет разрешаю!» – и «Ан-12», мощно ревя моторами, разогнался и начал круто набирать высоту.
    Те, кто наблюдал за его взлетом с земли, увидели сорвавшуюся со склона горы красную точку, которая устремилась вслед за самолетом. Люди не сразу сообразили, что это такое, лишь когда точка догнала транспортник и в прозрачно-голубом небе вспух шар, а потом донесся звук взрыва, стало все понятно... Спасательная команда на вертолетах ринулась к месту падения самолета, но ничего уже нельзя было сделать. Экипаж погиб...
    За образцовое исполнение воинского долга старший лейтенант А. Скрылев был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном городе Сердобске.







-
  

Если вы желаете что-либо рассказать или написать об этом человеке, вы можете
написать письмо
на один из адресов электронной почты администратору этой
страницы и/или прислать фотографии
(щёлкните по ссылке адреса электронной
почты,чтобы администратор мог отличить ваше письмо
от других приходящих
писем и впишите пожалуйста фамилию,имя и отчество павшего, о ком вы
хотите написать,
а в отдельных случаях и год гибели,когда среди павших встречаются полные тезки).

Для чего в биографиях павших оставлены адреса электронной почты - создавая страницу
памяти,
автор многократно сталкивался с неточностями, либо откровенной ложью
в биографиях павших, отсюда и появилось решение дополнять биографии павших
воспоминаниями, если таковые пришлют.

 

Примечание - за то время, когда создавалась данная версия книги памяти, вместо автора
(Павел Цупик, который создавал и затем дополнял эту версию книги памяти с 12.2003
по 11.2018) 
на нынешнее время администратором является Владимир Савчик, чей адрес
также будет обозначен
далее.
Почему в биографиях павших остались адреса автора - чтобы ветераны и родственники
павших,
пусть и с долей негатива, но точно знали, КТО создавал эту страницу памяти.

Написать письмо Владимиру Савчик - vladimir196980@gmail.com

Написать письмо автору -  afganmemorial@yandex.ru      
      



 

 

-