ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Николаевич, лейтенант, ком-р вертолета Ми-24, род.20.5.1954 в г. Сумы УССР. Украинец. В Вооруж. Силах СССР с 15.8.78. Окончил Сызранское ВВАУЛ (экстерном). В Респ. Афганистан с сент. 1981. Проявил себя решительным и умелым ком-ром боевого вертолета. 28.10.1981 его экипаж выполнял боевое задание по прикрытию войсковой колонны на маршруте Талукан — Кишим. При возвращении с боевого задания вертолет был поражен огнем из крупнокалиберных пулеметов и, потеряв управление, упал и сгорел. Вместе с экипажем Д. погиб. Нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен на городском кладбище в Сумах. Лейтенант, командир вертолета Ми-24. Родился 20 мая 1954 г. в г.Сумы. После окончания 8 классов средней школы учился в Сумском машиностроительном техникуме. В 1975 году после военной подготовки в Сумском авиационном центре ДОСААФ получил специальность летчик вертолета. Через год после переподготовки в Богодуховском авиацентре ДОСААФ получил воинское звание младший лейтенант запаса. Окончил Кременчугское училище летчиков гражданской авиации. В 1978 г. в добровольном порядке был призван на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР. Служба началась в с. Обор Хабаровского края на Дальнем Востоке в 331-м отдельном вертолетном полку (в/ч 15428). В 1980 году получил очередное воинское звание – лейтенант и повышение в должности. Николай Добровольский стал командиром экипажа боевого вертолета Ми-24, а уже в августе 1981 г. он был откомандирован для выполнения интернациональной миссии в Демократическую Республику Афганистан. В Афганистане Николай Добровольский служил в 254-й отдельной вертолетной эскадрилье (в/ч п/п 79088), которая базировалась в аэропорту Кундуз и входила в состав 201-й мотострелковой дивизии. Полковник запаса Шаломей И.П., в то время заместитель командира в/ч п/п 79088 по политчасти, вспоминает: «28 октября 1981 года. Колонна мотострелкового полка 201МСД медленно двигалась по едва различимой с воздуха дороге, ведущей из Кундуза в Файзабад. Нестерпимый послеобеденный зной, чередующиеся ущелья, непроглядная пыль, стреляющие горы. Без преувеличений – один из самых опасных маршрутов на северо-востоке Афганистана, а потому всякое перемещение по нему осуществлялось при обязательном авиационном сопровождении. Именно такую боевую задачу и выполнял экипаж лейтенанта Добровольского в паре с ведущим – старшим лейтенантом Косовым И.Т., сменив в воздухе над колонной пару подполковника Зельнякова Е.И. На первый взгляд, несложный боевой полет, однако важность его нельзя недооценивать. Само по себе нахождение вертолетов над колонной отбивало у моджахедов охоту обстреливать колонну из засад, потому как этим они обнаруживали себя и тут же подвергались огневому поражению. Выявлялись вероятные точки обстрела и проводилась огневая обработка их с водуха, т.е. предупреждение и исключение возможных обстрелов колонн. Так что от мастерства и эффективности работы летчиков во многом зависело успешное выполнение боевых задач наземными войсками. Под вечер, выполнив очередное боевое задание и обеспечив прохождение колонны к месту ночной стоянки в н.п. Кишим без потерь, пара старшего лейтенанта Косова возвращалась на свой аэродром в Кундуз. Конечный пункт маршрута – н.п. Ханабад, а далее – вход в круг и посадка на аэродром. Однако именно над Ханабадом, когда до родной полосы оставалось четыре километра, очередь из крупнокалиберного пулемета прошла через вертолет лейтенанта Добровольского Н.Н., летящего на предельно малой высоте. По свидетельствам очевидцев (в Ханабаде отдельно дислоцировалось подразделение 201МСД), вертолет резко перевернулся винтом вниз, врезался в землю, взорвался и загорелся. Взрывом экипаж был выброшен из кабины. Выжить в такой ситуации было невозможно. Эвакуация погибшего экипажа была осуществлена поисково-спасательным вертолетом Ми-8 из вертолетного полка, также базировавшегося в Кундузе, а прикрытие с воздуха осуществляла пара вертолетов Ми-24, которую вел командир 254 ОВЗ подполковник Зельняков Е.И., ведомым у которого был капитан Шадрин Н.Г. Операция производилась при сильном огневом воздействии, но поистине героическими усилиями экипажа Ми-8 и поисково-спасательной группы тела всех трех членов экипажа были вывезены и доставлены на аэродром. Однако при этом был подбит вертолет прикрытия подполковника Зельнякова Е.И. – остановились оба двигателя, и только высокий профессионализм и близость к аэродрому позволили командиру в сумерках, в условиях сильной запыленности посадить машину с неработающими двигателями в пределах полосы боевого охранения аэродрома. Тела Николая Добровольского и его летчика-оператора Сергея Москвичева были отброшены от горящего вертолета на расстояние до 30 метров, поэтому от воздействия пожара не пострадали и были легко узнаваемы, а вот тело бортового техника харьковчанина Ивана Невары, находившегося рядом с пожаром, сильно пострадало от огня. Так оборвалась короткая жизнь боевого экипажа «Доброго» (так называли Николая друзья)». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1982 г. за мужество и героизм лейтенант Добровольский Николай Николаевич награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Статья из книги «Пам'ять і доля Афганської війни» ПКП «Еллада-S», 2009. – 464 с. |