![]() МОСКВИЧЕВ Сергей Борисович, лейтенант, летчик-оператор вертолета Ми-24,род. 1.12.1956 в г. Сумы УССР. Русский. В Вооруж. Силах СССР с 7.7.75. Сдал экзамены экстерном за ср. воен. авиац, уч-ще при Сызранском ВВАУЛ. В Респ. Афганистан с авг. 1981. При сопровождении колонны сухопут, войск по маршруту Талукан — Кишим 28.10.1981 в р-не нас. пункта Ханабад вертолет был поражен огнем крупнокалиб. пулемета и упал. М. погиб. За мужество и отвагу нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Сумах. ![]() Лейтенант, летчик-оператор вертолета Ми-24. Родился 1 декабря 1956 года в г. Сумы. После окончания школы работал токарем на ПО «Электрон», потом – на СМПО им. Фрунзе. Занимался спортом. 7 июля 1975 года был призван в ряды Вооруженных Сил. Закончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. 4 августа 1981 года был направлен летчиком-оператором вертолета Ми-24 в Афганистан. Из воспоминаний полковника запаса И.П. Шаломея: «Сергей был назначен летчиком-оператором вертолета Ми-24 в 254-ю отдельную вертолетную эскадрилью 201-й мотострелковой дивизии. За короткий срок зарекомендовал себя грамотным, смелым, инициативным воздушным бойцом и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки эскадрильи. Появились новые обязанности по обучению и совершенствованию воздушно-огневой и тактической подготовки летного состава, созданию материально-технической базы и т.д. Вот и приходилось молодому начальнику ВОТП садиться на попутные самолеты и летать в Кабул, Джелалабад, Баграм к более опытным коллегам за опытом организации работы и обучения. На третьем месяце службы в Афганистане, 28 октября 1981года, прилетев накануне из очередной командировки, Сергей попросил командира части подполковника Зельнякова Е.И. запланировать его на боевой вылет в составе экипажа вертолета Ми-24 вместо летчика-оператора Юрия Кучерявого и, таким образом, оказался в одном экипаже с лейтенантом Добровольским Н.Н., своим земляком, которому была поставлена задача по сопровождению колонны наземных войск. Бортовым техником в экипаже был харьковчанин Иван Невара. Основной задачей экипажа было обеспечить прохождения колонны по маршруту Кундуз–Талукан–Кишим, пролегающему в ущельях, не допустив при этом ее обстрелов из многочисленных огневых точек на склонах гор. Для этого нужно было заблаговременно обнаружить противника, подавить из бортового оружия, то есть упредить возможные обстрелы наземных войск и исключить боевые потери личного состава. Полтора часа напряженной боевой работы – и колонна благополучно добралась к месту ночной стоянки. Боевая задача была успешно выполнена, вертолеты возвращались на аэродром. Полет проходил на предельно малой высоте. Над населенным пунктом Ханабад, когда пара уже получила разрешение на вход в круг для захода на посадку на своем аэродроме, очередь из вражеского ДШК попала в ведомый вертолет. Он мгновенно перевернулся винтом вниз, столкнулся с землей, взорвался и загорелся. Добровольского и Москвичева взрывом выбросило из кабин, и это исключило поражение их тел от огня горящего вертолета. Иван Невара до эвакуации горел вместе с боевой машиной». Похоронен лейтенант Москвичев на центральной аллее Центрального кладбища г. Сумы, рядом со своим командиром того последнего полета Николаем Добровольским. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1982 г. лейтенант Москвичев Сергей Борисович награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Статья из книги «Пам'ять і доля Афганської війни» ПКП «Еллада-S», 2009. – 464 с. |